ЧТО МЫ ЗНАЕМ О САМОЗАНЯТОСТИ?

 
Режим для самозанятых ввели в 2019 году экспериментально сроком на 10 лет.
Поначалу он действовал только для нескольких регионов. С июля 2020 года
его разрешили применять в любой точке РФ.

11 июня 2021 г.

Самозанятыми считаются лица, которые уплачивают НПД – налог на профессиональный доход. Перейти на этот спецрежим могут те, кто работает самостоятельно без наемных сотрудников.

Особенности, плюсы и минусы самозанятости

Самозанятость –  альтернатива для тех, кому по разным причинам невыгодно открывать ИП.

Основное преимущество режима – это возможность легализовать свою деятельность, работать прозрачно и не бояться штрафов за незаконное предпринимательство. Для самозанятых предусмотрена довольно щадящая налоговая ставка: 4% и 6% (4% самозанятый уплачивает в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6 % - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юридическим лицам).

В список преимуществ также входят:

  • быстрый и простой процесс регистрации без посещения налоговой инспекции
  • отсутствие необходимости в сдаче деклараций и отчетов
  • ведение учета в удобном приложении для смартфона «Мой налог» (там же формируются чеки, поэтому приобретать кассовое оборудование не нужно)
  • получение особого налогового вычета (10 тысяч рублей). Воспользоваться им можно один раз. Ставка в отношении доходов, полученных от физических лиц, уменьшается до 3 %, а от юридических лиц — до 4 %. Пока, таким образом, не сэкономится 10 тысяч рублей, после чего вычет прекращается
  • автоматическое начисление налога
  • возможность совмещать самозанятость с основной работой по договору без прерывания стажа.

Перейти на самозанятость можно, если вы:

  • занимаетесь индивидуальной профессиональной деятельностью или получаете деньги от своего имущества.
  • зарабатываете не больше 2 400 000 рублей за год (самозанятые, чьи доходы превысили в текущем году отметку в 2 400 000 рублей, лишаются права применять данный налоговый режим. По факту превышения указанного лимита ФНС снимает самозанятого с учета)
  • не нанимаете сотрудников и не оформляете отношения с работодателем.
  • работа не попадает под исключение в 422-ФЗ.

Налог на профессиональный доход заменяет страховые взносы и налог на добавленную стоимость.

Сложности, с которыми сталкиваются самозанятые:

  • лимит по годовым доходам
  • нельзя привлекать наемных сотрудников
  • самозанятость подходит не для всех видов деятельности
  • нет социальных гарантий, выплат на случай больничного или декрета
  • без добровольных страховых взносов самозанятость не войдет в трудовой стаж, на них нельзя снижать налог
  • совмещение режима с другими системами ограничено.

Регистрация самозанятости: алгоритм действий

Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе в налоговом разделе.

Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.

Через приложение

Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС.

Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.

После этого, появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.

№1 – по паспорту:

  • выберите пункт «Регистрация по паспорту РФ»
  • впишите номер мобильного
  • введите код из sms, который придет на упомянутый телефон
  • отметьте регион
  • отсканируйте страницу паспорта с фото: для этого нужно направить камеру на документ и нажать «Распознать»
  • убедитесь в корректности считанной информации: все верно – жмите «Подтвердить», заметили ошибки – «Распознать снова»
  • добавьте или сделайте снимок, подтверждающий вашу личность
  • нажмите кнопку «Подтверждаю» для завершения регистрации.

Когда выполните все действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.

Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.

В самой программе есть еще 2 варианта оформления.

№2 – на Госуслугах:

  • создайте аккаунт на портале
  • впишите паспортную информацию, телефонный номер, СНИЛС
  • подтвердите создание аккаунта в МФЦ (нужен паспорт и ранее указанный на сайте телефон)
  • на регистрационном экране в системе выберите соответствующий вариант
  • введите данные для входа, мобильный и код из sms
  • выберите нужный регион, проверьте ИНН и кликните по кнопке «Подтверждаю».

№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:

  • войдите в кабинет, применив подтвержденную запись на Госуслугах
  • или получите реквизиты для входа у налогового инспектора
  • укажите мобильный, пароль из sms
  • выберите регион, подтвердите факт регистрации.

Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.

При наличии подтвержденного аккаунта на сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту.

На ПК в браузере

Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в личном кабинете плательщика налогов. Для входа понадобятся логин/пароль или учетка с Госуслуг.

Схема аналогичная:

  • войдите через браузер (логин = ИНН)
  • введите пароль и кликните «Зарегистрироваться»
  • согласие на обработку запрашиваемой информации
  • нажмите «Далее» и подтвердите.

На этом оформление для физлиц завершается.

Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае, налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать в течение месяца.

Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться, пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.

В уполномоченном банке

Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк».

Что нужно сделать для получения статуса:

  • зайти в онлайн-приложение банка
  • найти пункт «Свое дело» в разделе с каталогом
  • указать карту для регистрации (лучше выпустить для этого отдельную, оптимально – цифровую)
  • прописать реальный телефонный номер (на него пришлют регистрационные данные, позже сюда будут отправляться фискальные документы)
  • поставить отметку напротив региона, где планируется ведение деятельности
  • определить конкретную сферу, выбрав из предложенных вариантов в списке – консультирование, маркетинг/реклама, косметолог и так далее (можно выбрать 3-5 направлений);
  • ознакомиться с условиями подключения и нажать на кнопку «Продолжить»
  • дождаться ответа из налоговой, который приходит в течение нескольких минут
  • ожидать уведомление банка, информирующее о подключении сервиса.

В целом, процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.

После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.

При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.

Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы.  Например, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.

Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.

Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС.

В нем присутствуют:

  • «Альфа-Банк»
  • «Киви»
  • «КУБ»
  • «ВТБ»
  • «МТС-Банк»
  • «Тинькофф» и прочие.

В налоговой

Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.

В нем указывают:

  • ИНН, код органа
  • персональные данные: ФИО/пол/дата рождения
  • вид/сфера деятельности
  • паспортную информацию
  • адрес проживания
  • дату/подпись

Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.

Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекция.

Как подтвердить получение статуса

Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.

Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:

  1. поставить отметку на копии предварительно составленного уведомления в инспекции
  2. сгенерировать регистрационную справку в сервисе «Мой налог». Она приравнивается к обычным бумажным документам, которые выдают налоговые органы.

Связаться с нами

г. Москва, ул. Олеко Дундича, д. 23,
каб. 105-108
8 (499) 270-4637
пн. - чт. с 9.00 до 18.00,
пт.  с 9.00 до 16.45
career@fa.ru

Мы в соцсетях