ЧТО МЫ ЗНАЕМ О САМОЗАНЯТОСТИ?
11 июня 2021 г.
Самозанятыми считаются лица, которые уплачивают НПД – налог на профессиональный доход. Перейти на этот спецрежим могут те, кто работает самостоятельно без наемных сотрудников.
Особенности, плюсы и минусы самозанятости
Самозанятость – альтернатива для тех, кому по разным причинам невыгодно открывать ИП.
Основное преимущество режима – это возможность легализовать свою деятельность, работать прозрачно и не бояться штрафов за незаконное предпринимательство. Для самозанятых предусмотрена довольно щадящая налоговая ставка: 4% и 6% (4% самозанятый уплачивает в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6 % - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юридическим лицам).
В список преимуществ также входят:
- быстрый и простой процесс регистрации без посещения налоговой инспекции
- отсутствие необходимости в сдаче деклараций и отчетов
- ведение учета в удобном приложении для смартфона «Мой налог» (там же формируются чеки, поэтому приобретать кассовое оборудование не нужно)
- получение особого налогового вычета (10 тысяч рублей). Воспользоваться им можно один раз. Ставка в отношении доходов, полученных от физических лиц, уменьшается до 3 %, а от юридических лиц — до 4 %. Пока, таким образом, не сэкономится 10 тысяч рублей, после чего вычет прекращается
- автоматическое начисление налога
- возможность совмещать самозанятость с основной работой по договору без прерывания стажа.
Перейти на самозанятость можно, если вы:
- занимаетесь индивидуальной профессиональной деятельностью или получаете деньги от своего имущества.
- зарабатываете не больше 2 400 000 рублей за год (самозанятые, чьи доходы превысили в текущем году отметку в 2 400 000 рублей, лишаются права применять данный налоговый режим. По факту превышения указанного лимита ФНС снимает самозанятого с учета)
- не нанимаете сотрудников и не оформляете отношения с работодателем.
- работа не попадает под исключение в 422-ФЗ.
Налог на профессиональный доход заменяет страховые взносы и налог на добавленную стоимость.
Сложности, с которыми сталкиваются самозанятые:
- лимит по годовым доходам
- нельзя привлекать наемных сотрудников
- самозанятость подходит не для всех видов деятельности
- нет социальных гарантий, выплат на случай больничного или декрета
- без добровольных страховых взносов самозанятость не войдет в трудовой стаж, на них нельзя снижать налог
- совмещение режима с другими системами ограничено.
Регистрация самозанятости: алгоритм действий
Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе в налоговом разделе.
Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.
Через приложение
Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС.
Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.
После этого, появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.
№1 – по паспорту:
- выберите пункт «Регистрация по паспорту РФ»
- впишите номер мобильного
- введите код из sms, который придет на упомянутый телефон
- отметьте регион
- отсканируйте страницу паспорта с фото: для этого нужно направить камеру на документ и нажать «Распознать»
- убедитесь в корректности считанной информации: все верно – жмите «Подтвердить», заметили ошибки – «Распознать снова»
- добавьте или сделайте снимок, подтверждающий вашу личность
- нажмите кнопку «Подтверждаю» для завершения регистрации.
Когда выполните все действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.
Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.
В самой программе есть еще 2 варианта оформления.
№2 – на Госуслугах:
- создайте аккаунт на портале
- впишите паспортную информацию, телефонный номер, СНИЛС
- подтвердите создание аккаунта в МФЦ (нужен паспорт и ранее указанный на сайте телефон)
- на регистрационном экране в системе выберите соответствующий вариант
- введите данные для входа, мобильный и код из sms
- выберите нужный регион, проверьте ИНН и кликните по кнопке «Подтверждаю».
№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:
- войдите в кабинет, применив подтвержденную запись на Госуслугах
- или получите реквизиты для входа у налогового инспектора
- укажите мобильный, пароль из sms
- выберите регион, подтвердите факт регистрации.
Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.
При наличии подтвержденного аккаунта на сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту.
На ПК в браузере
Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в личном кабинете плательщика налогов. Для входа понадобятся логин/пароль или учетка с Госуслуг.
Схема аналогичная:
- войдите через браузер (логин = ИНН)
- введите пароль и кликните «Зарегистрироваться»
- согласие на обработку запрашиваемой информации
- нажмите «Далее» и подтвердите.
На этом оформление для физлиц завершается.
Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае, налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать в течение месяца.
Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться, пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.
В уполномоченном банке
Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк».
Что нужно сделать для получения статуса:
- зайти в онлайн-приложение банка
- найти пункт «Свое дело» в разделе с каталогом
- указать карту для регистрации (лучше выпустить для этого отдельную, оптимально – цифровую)
- прописать реальный телефонный номер (на него пришлют регистрационные данные, позже сюда будут отправляться фискальные документы)
- поставить отметку напротив региона, где планируется ведение деятельности
- определить конкретную сферу, выбрав из предложенных вариантов в списке – консультирование, маркетинг/реклама, косметолог и так далее (можно выбрать 3-5 направлений);
- ознакомиться с условиями подключения и нажать на кнопку «Продолжить»
- дождаться ответа из налоговой, который приходит в течение нескольких минут
- ожидать уведомление банка, информирующее о подключении сервиса.
В целом, процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.
После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.
При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.
Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы. Например, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.
Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.
Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС.
В нем присутствуют:
- «Альфа-Банк»
- «Киви»
- «КУБ»
- «ВТБ»
- «МТС-Банк»
- «Тинькофф» и прочие.
В налоговой
Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.
В нем указывают:
- ИНН, код органа
- персональные данные: ФИО/пол/дата рождения
- вид/сфера деятельности
- паспортную информацию
- адрес проживания
- дату/подпись
Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.
Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекция.
Как подтвердить получение статуса
Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.
Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:
- поставить отметку на копии предварительно составленного уведомления в инспекции
- сгенерировать регистрационную справку в сервисе «Мой налог». Она приравнивается к обычным бумажным документам, которые выдают налоговые органы.